Погрузив свое внимание в суть дыхания, исследуя его, я стал видеть все новые и новые грани. Одна из таких граней — отношения ученик-учитель. Это очень важный момент. Разобрав его, можно убрать очень много препятствий на пути практика. Здесь мы будем проводить связь между пустым и полным, передающим и воспринимающим.
Суть ученика – чистое восприятие. Чем более ученик опустошен, тем больше знаний и навыков он сможет перенять. На время обучения и передачи нужно полностью убрать прошлый опыт, стать пустым, смиренным, чистым, прозрачным. Учитель же – это чистая передача. Здесь тоже должно быть смирение и самоотсутствие. То есть исключаются любые проявления эго или самости. Учитель весь погружен в ученика. Задачей его является только передача и устранение препятствий, мешающих передаче.
Все вышесказанное относится к взаимодействия любых двух структур. Взаимодействие учителя-человека и человека-ученика – это частный случай.
Приведем пример из практики. Одной из задач тайцзицюань является наполнение движения покоем или обретение покоя в движении. Для этого нужно научить все наши нервы, мышцы новым качествам движений, перевести весь организм на более высокий уровень организации и взаимодействия. В этом-то и заключается главная трудность. Всякой системе очень трудно реформировать саму себя. У нее есть свои алгоритмы действий, технологии решения задач и разного рода шаблоны. Чтобы перейти на другой уровень она должна отказаться от всего этого. Для полного отказа требует перезагрузка системы, то есть переход через ноль, или смерть, с последующим возрождением. Смерть старого для рождения нового. Как правило, для системы разрушение шаблонов равно ее собственному разрушению, поэтому она всячески сопротивляется. Это означает, что человек, делая какие-либо упражнения, все равно воспроизводит старые двигательные стереотипы, и нужно очень много времени, таланта и удачи, чтобы «выскочить» на новый уровень. Поэтому в мире так мало мастеров. Единицы при миллионах практикующих. Будь то спортсмены, деятели искусства или мастера тайцзицюань.
Принцип учитель-ученик позволяет разрешить эту трудность. Ученик вверяется, ограничивая своеволие, а учитель, проводя его через ноль, выводит на новый уровень. В этом взаимодействии возникает взаимная точка опоры ученика в учителе, а учителя в ученике.
Еще раз повторим: остатки любых шаблонов и своеволия ученика при переходе приведут к возникновению паники и сорвут процесс прохождения через ноль. Только вверяясь учителю, опираясь на него, ученик в момент прохождения ноля остается в учителе, живет в нем, тем самым преодолевая страх смерти. Учитель и сам обучается вместе с учеником. Отсутствие эго учителя, его предпочтений или оценок, становится гарантией и его перехода на новый уровень. Учитель и ученик – это не постоянная категория. Они меняются местами, подобно вдоху и выдоху. Учитель, передав знания и навыки ученику, сам тоже должен опустошиться и переродиться. Через этот этап его проведет либо прежний ученик, который становится его учителем, либо сторонний учитель.
Важно понимать, что принцип учитель-ученик – универсальный закон развития систем, и отношения людей – это всего лишь частное проявление общего закона.
В нашей практике мы используем этот закон, например, для того, чтобы один сустав научил правильно действовать другой сустав. Закончив обучение, они меняются местами. В дальнейшем эта связь между ними становится постоянной и переключение фаз «ученик-учитель» уже происходит неосознанно для самого человека. Чем выше мастерство, тем чаще происходит переключение.
Ученик и учитель в итоге объединяются, то есть мы выходим из двойственности, но это уже следующий уровень развития, это вопросы завтрашнего дня.
Развитие доверия. Вот еще тема… У мышки все безоговорочно. Доверие полное)))
Удивительная штука — сочетание разделения и единства. С одной стороны, нужно разделить вдох и выдох, активность и пассивность, пустоту и полноту, учителя и ученика. Чем четче это разделение, тем чище действие, тем оно эффективнее. С другой стороны, все должно стать единым целым, работать сообща, подчиниться одной цели, одному ритму. И чем полнее единство, тем, также, движение чище, структура более совершенна и неуязвима. В чем же источник этого единства, которое позволяет удерживать, не смешивая, разделившиеся элементы?
Будет ли неправильным утверждать, что при освоении отношений «учитель-ученик» мы действуем примерно так же, как и при работе с действием-противодействием и вдохом-выдохом: отслеживаем в чистом виде сначала одно, затем другое, а в итоге начинаем видеть, что одно без другого неполноценно, а, вобрав в восприятие двунаправленный поток, можно центрироваться в точке «здесь и сейчас», получить контроль над моментом перехода и действовать наиболее эффективно?
Очень глубокие мысли. Они вызывают внутренний отклик.
Чистое восприятие происходит при прохождение дыхания через ноль: воспринимать «затаив дыхание». Не задержав, так как тут есть напряжение, а именно «затаив».
Долго ли мы можем не дышать? Не долго. Вот и моменты чистого восприятия столь непродолжительны. Нам надо ими ДОРОЖИТЬ.