У нас остался вопрос от Иры о том, что, со временем все засоряется и как это отражается на древних школах.
Да, действительно, наиболее чистое все в момент рождения. Чем дальше — тем более загрязненное . В некоторых системах проводится аналогия с родником, рекой и болотом. То есть при зарождении это чистый родник, дальше — спокойная река, а затем все превращается в болото. Это же относится к движению в тайцзи-цюань. Как мы справляемся с этим в тайцзи?
Мы перерождаем или обновляем движение. В начале мы это делаем на каждой фазе движения, а в идеале мастера это делают в каждой точке движения так, что их действия или движения чисты, как родник. Это же относится ко всем сферам деятельности, том числе и к развитию школы. В начале каждой школы стоит первый Учитель, великий человек или не человек, после которого остается учение. Как правило, ученики записывают это учение в каком-либо виде, и это становится основой школы. Это и есть тот источник, от которого школа перерождается, перевоссоздается. Имеется в виду как записанный источник, так и незримая поддержка тех учителей, которые, возможно, никуда не ушли и находятся с нами. Поэтому в настоящих практиках очень важно почитание учителей. Если говорить еще проще, все, что загрязнилось, умирает. Сам факт длительного существования школы говорит о том, что был мощный и чистый импульс в основании этой школы и была заложена система очищения и перерождения. Я с большим сомнением отношусь к попыткам возрождения каких-то древних школ и школ и практик. Тех, которые пресеклась. По моему мнению, это совершенно бессмысленное и, даже возможно, опасное занятие. Если они пресеклись, значит в них был серьезный изъян. И, чтобы отделить зерна от плевел, то есть найти этот изъян, нужно быть очень мудрым человеком. Как правило, этому человеку есть чем заняться. Да здравствует живая традиция!
Спасибо!