По итогам первой части двумя людьми был задан один важный вопрос. Вопрос сложный и комментарием тут не отделаться. Поэтому я решил собрать все ваши вопросы и по ним сделать отдельный пост на следующей неделе.
Если первая часть касалась самого практика, то вторая будет посвящена выбору Школы, Учителя. Сразу отметим, что по моему опыту, люди большей частью попадают туда, куда они заслуживают. Есть такая поговорка «Каков поп, таков и приход». Это означает то, что основой является внутренняя чистота практика.
Итак, каковы критерии выбора Школы?
Первый, наиважнейший, это — традиция. Чем древнее Школа, тем больше шансов, что она истинная и в ней минимум искажений. Подчеркнем именно непрерывность традиции. Это должно подтверждаться документально. Должна быть четкая линия передачи от патриарха к патриарху. В настоящий момент существуют школы и учителя, где на вопрос о том, кто ваш учитель, начнут рассказывать либо о мифическом дедушке в горах, либо о секретном монастыре, либо о бессмертных, которые приходят обучать. Конечно, предъявить ни дедушку, ни монастырь, ни бессмертного никто не может. Тем более рассказать о том, кто учитель их учителя и учитель учителя их учителя. То есть выстроить какую-нибудь линию передачу знаний.
Отсюда вытекает второй очень важный момент — всякая серьезная школа, как правило, имеет в своем основании некий трактат, который раскрывает картину мира этой школы: ее базис, принципы. Он является фундаментом школы на котором строится все здание школы. Из него можно понять, на каких этических и религиозных принципах строится школа, каким богам в ней поклоняются. Вы должны точно знать, на какую вершину ведет эта школа, и что является целью конечной реализации. В современном мире есть школы, к примеру, которые делают даосские практики, при этом объявляют себя буддистами, а поклоняются сущностям из адских миров. При этом такие школы не дают никаких опорных текстов.
Следующий важный момент — это личность учителя. Начиная от внешнего облика — манеры одеваться, поведения на занятиях и в быту, и до состояния его духа и ци. Поймите простую вещь, что то, кем он является сейчас, это то, к чему вы придете в лучшем случае. Особенно остерегайтесь «благостных и просветленных людей в белых одеждах», потому что настоящий учитель может быть и груб, и не совсем благ. Гораздо больше об учителе может рассказать его группа. Присмотритесь к старшим ученикам: их отношениям между собой, отношениям к младшим ученикам и учителю. Продолжение следует…
У меня такой вопрос: как-то на занятии прозвучала мысль о том, что каждое явление имеет свои стадии: родник, ручей, река и болото. Так вот, если школа древняя, как определить, не находится ли она уже в стадии болота и не затухает ли?
И ещё один любопытный вопрос: Вы написали как ученику выбрать школу и, в частности, учителя. А как учитель выбирает учеников и выбирает ли?