Друзья, мы продолжаем нашу рубрику «Просто о цигун» и предлагаем вашему вниманию ещё одну заметку. Весь цигун можно условно разделить на две большие части: статичная работа (цзингун, 静功) и динамичная работа (дунгун, 动功 или вайгун, 外功). В этой статье мы поговорим о том, что это такое, зачем нужно и как работает.
Статичная работа, или цзингун, внешне представляет собой неподвижное нахождение в стоячей или сидячей позе в течении продолжительного времени (от получаса и выше). Неподвижная работа лежит в основе многих традиционных практик и школ воинских искусств. Так в цигун и ушу основой основ считается столбовая работа «чжанчжуан». Кроме «чжанчжуан» есть ещё поза всадника «мабу«, стойка в трех кругах и другие. Раньше в традиционных школах ушу в Китае обучение на начальном этапе строилось на том, что мастер ставил ученика в стойку, ставил ему на голову чашечку с водой, чтобы не двигался, и зажигал ароматическую свечку (сян). Как только свечка догорит — можно заканчивать и уходить (обычно через 1.5-2 часа). И первые год, а то и два это было все обучение. В традиционных даосских школах аналогичная ситуация была с сидячими позами. Ученика даже нередко связывали особым образом, чтобы он не мог самостоятельно выйти из позы со скрещенными ногам или позы лотоса. И хотя сегодня занятия более гуманные чем в традиционном Китае, статичные упражнения остаются неотъемлемой и важной частью цигун. Часто статичная работа включает в себя настройку правильного дыхания и включение определенных каналов течения энергии ци. Например первая часть классического комплекса и цзин цзин («канон укрепления мышц и сухожилий») представляет собой набор таких статичных упражнений.
Динамичная работа (дунгун) — это работа в движении. Это различные упражнения, в которых правильная работа организма настраивается путем соединения движения, дыхания и внимания. В движении происходит промывание тела энергией, раскрепощение суставов и в целом устранение зажимов. В цигун одним из классических комплексов таких упражнений считается ба дуань цзин или «восемь кусков парчи».
Принцип «статика, динамика, статика». На самом начальном этапе ученику дается статичная работа для помещения ума в покой и выявления внутренних конфликтов и напряжений. Мы в обычной жизни привыкаем, изменяя позу, постоянно менять одни напряжения на другие. Наши ум и тело постоянно находятся не в покое. В неподвижном положении в теле наши напряжения сразу всплывают, в этих местах тело начинает затекать, болеть. Это означает, что по каким-то каналам ток ци ограничен напряжениями и энергия протекает очень слабо, а при длительном нахождении в покое ток ци усиливается и бьет в напряжения. После того как человек познакомился со своими напряжениями, динамичные упражнения помогают в движении «промыть» тело, открыть основные каналы. Попутно на этих упражнениях мы учимся сохранять внутренний покой в движении, это очень ценное умение позволяет меньше напрягаться в обычной жизни, легче справляться с различной работой. После того как тело в достаточной степени очищено от напряжений, снова делается переход к статичной работе. На этом этапе неподвижность используется для обретения «движения в покое». Происходит самонастройка тела и сознания, усиливается движение энергии. В трактате это описано так: «Сидя неподвижно, как труп, он являет драконий образ» («Чжуан-цзы», пер. В. В. Малявина). Таким образом, мы имеем переход от статики к динамике и обратно к статике. На деле таких переходов больше, они делаются регулярно: работа в покое, работа в движении.
Нужно добавить, что важнейшую роль и в статичной работе и в динамичной имеет поле, которое создает учитель. Именно оно настраивает спокойное сознание, которое позволяет разрешиться конфликтам в теле. Кроме того с его помощью учитель расслабляет учеников, усиливает у них ток ци и запускает процессы самонастройки.