Цель поста разобрать некоторые моменты, которые проявились во время обсуждения в группе и в откликах на предыдущий материал.

Начнем с комментария Ирины:

«Будет ли неправильным утверждать, что при освоении отношений «учитель-ученик» мы действуем примерно так же, как и при работе с действием-противодействием и вдохом-выдохом: отслеживаем в чистом виде сначала одно, затем другое, а в итоге начинаем видеть, что одно без другого неполноценно, а, вобрав в восприятие двунаправленный поток, можно центрироваться в точке «здесь и сейчас», получить контроль над моментом перехода и действовать наиболее эффективно?»

Первым моим желанием было написать в ответ – да-да, конечно. Действительно одно без другого невозможно, и можно центрироваться в точке «здесь и сейчас» и действовать наиболее эффективно. Получается, что действительно аналогии существуют, но при этомтеряется суть. Это одна из самых распространенных ошибок, о которых я хотел сказать.

Она заключается в «непустоте» ученика, когда ученик вместо того, чтобы опустошиться и вобрать новые качества держится за свой предыдущий опыт и измеряет им то, новое, что приходит к нему. В итоге он не получает новых качеств. При этом тот опыт, на который он сейчас опирается, скорей всего, получен таким же способом, способом прикладывания шаблонов.

Задача состоит не в усовершенствовании прежних навыков, а в получении новых качеств. В этом случае старые стереотипы и шаблоны будут тем, что гарантировано не даст приобрести те самые новые качества. Тем это будет опасней, чем аналогии буду ближе. Что и проявилось в данном комментарии: за внешней схожестью скрываются абсолютно разные вещи. Другое и о другом.

Продолжим комментарием Люды:

«Развитие доверия. Вот еще тема… У мышки все безоговорочно. Доверие полное)))»

Здесь тоже, на первый взгляд, все правильно и можно согласиться, тем более, уж больно картинка хорошая. Вместо сути текста можно отвлечься на внешнее подобие. Но на самом деле я писал о том, что в отношениях учитель-ученик нет ничего личного или личностного. И учитель, и ученик – это функции. Здесь большая ошибка в опоре на личность учителя или ученика, привнесение в эти отношение я чего-то человеческого и «зависание» в этих отношениях. Развитие доверия – тоже одно из человеческих чувств, качеств. Оно сейчас есть, но через 5 минут его нет. Еще раз повторяю – отношения учитель-ученик – это всего лишь функции. Категория доверия относится к ним так же, как к алгебраической формуле.

Что нам пишет Олег?

«Удивительная штука — сочетание разделения и единства. С одной стороны, нужно разделить вдох и выдох, активность и пассивность, пустоту и полноту, учителя и ученика. Чем четче это разделение, тем чище действие, тем оно эффективнее. С другой стороны, все должно стать единым целым, работать сообща, подчиниться одной цели, одному ритму. И чем полнее единство, тем, также, движение чище, структура более совершенна и неуязвима. В чем же источник этого единства, которое позволяет удерживать, не смешивая, разделившиеся элементы?»

Начнем словами «нашего все» — А.С. Пушкина: «Музыку я разъял как труп. Поверил я алгеброй гармонию». Еще одна довольно серьезная ошибка. Она состоит в попытке все понять разумом и объяснить. Но мы в практиках сталкиваемся с непостижимым и необъяснимым. И это надо просто принять. В правильной практике обязательно присутствует тайна, чудо, смутное и неуловимое. И прикосновение к чудесному и таинственному придает практике особую остроту, вкус. С некоторыми вещами можно только осторожно соприкасаться, не пытаясь вскрыть их, как консервную банку. Вечность и бесконечность, единство в разделенности. Я никогда не рождался, поэтому я не могу умереть. Ум ограничен. Некоторые категории многократно превосходят возможности ума. Задачей здесь будет не попытка анализа, а тонкий контакт с чудесным и взаимное восприятие качеств. Я сам должен осознать частичку вечности в себе.

А этот отклик Сергея – чистая поэзия!

«Очень глубокие мысли. Они вызывают внутренний отклик.
Чистое восприятие происходит при прохождение дыхания через ноль: воспринимать «затаив дыхание». Не задержав, так как тут есть напряжение, а именно «затаив».
Долго ли мы можем не дышать? Не долго. Вот и моменты чистого восприятия столь непродолжительны. Нам надо ими ДОРОЖИТЬ

Кристалл человеческой души многогранен. Одна и та же информация дает отблеск разных граней. И это прекрасно.

от admin

2 комментария к «Учитель и ученик. Послесловие.»
  1. Спасибо Алексею что записал в поэты.
    Я сначала обиделся крепко,но потом понял что он правильно поставил диагноз.
    У кого чего болит тот о том и говорит.
    У меня — зажатость поведения, костность, отсутствие гибкости. Неумение контактировать.Перепады настроения.
    Эта зажатость — и есть проблема которую мне надо решить.
    На занятиях иногда это состояние открытости приходит. и я им ДОРОЖУ.
    А у многих — это просто есть.
    Но это уровень не тела, души.

    Часто выходят наружу застарелые комплексы. Закрываюсь, впадаю в депрессию…
    Пока находятся силы каждый раз начинать снова…

    Цитата не в тему:
    Однажды прихожан спросили общаются ли они с батюшкой? на что был ответ:
    «А зачем нам с ним общаться? Нам нравится с ним молиться.»

Добавить комментарий для Sergey Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *