Эта заметка является в некотором смысле продолжением осмысления эксперимента с биологической обратной связью. По его итогам я решил внимательнее посмотреть на устройство процессов «запирания» и «отпускания», тем более, что это мне очень близко и интересно с профессиональной точки зрения.
На занятиях мы очень часто решаем задачу «отпустить» что-то. Вы задумывались над тем, а кто именно должен «отпускать» и что отпускать? А кто (или что) «держит», «запирает»? Идеи будут ниже, а пока зафиксируем то, что слова намекают нам на некоторую внутреннюю разделенность, внутренний конфликт.
Проявлением этого конфликта, точнее сказать его выражением и является «запирание», «окаменение». Надо отметить, что это уникальное состояние, присущее только человеку. В животном мире (в норме) нет таких реакций. Даже «мнимая смерть» и катаплексия, которые могут выглядеть как «окаменение», реально являются расслаблением. Более того, замершее в «мнимой смерти» животное зачастую опаснее активного, так как готово максимально мобилизоваться в любую секунду.
Насколько я понимаю, все реакции связанные с запиранием – выученные. В их фундаменте лежит изначальная дуальность мышления, а видимая часть сделана из установок, правил и убеждений (хорошие дети не шумят и не мешают; девочки не злятся), создающих разделение и сопротивление одной части действия другой его части. В итоге человек начинает действовать как машина с неправильно собранной раздаточной коробкой, когда передние колеса крутятся в одну сторону, а задние – в другую. Мотор ревет, все системы работают с перегрузкой, а машина стоит на месте.
Огромное количество психологических проблем представляют собой как раз необычайно разросшуюся систему самосдерживания, когда человек тратит половину своей энергии на блокирование второй половины (например пытается заблокировать свою агрессию, печаль или активность) и «на жизнь» уже не остается. При этом блокирование часто работает как плотина без системы водоотвода – она не пропустит ни капли, но рано или поздно неизбежно рухнет под напором воды. И чем больше и прочнее она была, тем больше разрушений принесет освободившийся поток.
Привычный выход заключается в том, чтобы напрячься еще сильнее, усилить состояние разделенности – построить плотину, которую уже не прорвать. Но сопротивляться потоку жизни – задача непростая… Тайцзицюань дает понимание того, что разделенность неизбежна, но от борьбы противоположностей (рождающей «окаменение») можно перейти к их взаимопомощи (создающей свободу).
На недавнем семинаре прозвучали очень точные слова для обозначения этого процесса – «освобождение путей». Мы не сопротивляемся силе (энергии, состоянию и т.д.) и не отдаемся ее воле. Мы освобождаем (и при этом одновременно формируем!) для нее путь. У участников была возможность попробовать, что значит освобождать путь собственному действию, а также действию и мотиву партнера.
Вероятно, только после перехода от борьбы к освобождению можно соединиться с потоком жизни, а потом и найти путь против течения, о котором говорит Учитель.
Ооочень интересно. И, что характерно, близко мне без всякого долга службы и профессиональной точки зрения, а так…для Жизни. Изза это пресловутой «плотины», рожденной самосдерживанием 🙂 Вот только «освобождение путей» хотелось бы попробовать на контакте. Надеюсь, сегодня на занятии.
Еще посмотрела в словаре, что такое «катаплексия», думала может котоплексия 🙂 а про котов там ничего нет…:)
Но только вот откуда это, что животное окаменение — полное расслабление? это как-то исследовалось?
«Котоплексией» ты как-бы намекаешь, что надо писать по-русски, без зауми и терминологии? 🙂
нет, ничего я не намекаю, просто веселюсь 🙂
«Мнимая смерть» исследовалась. Это очень хороший адаптационный механизм, если вовремя сбежать не удалось. Эдакая вторая линия обороны. Ведь большинство хищников падалью не питаются. Многие животные умеют мертвыми притворяться (https://www.youtube.com/watch?v=NCW9CrqpD48). Но если обман не срабатывает, они из этого состояния моментально могут перейти к атаке или бегству, они остаются совершенно свободными.
Катаплексия это немного другое. Она больше свойственна животным с неустойчивой нервной системой (проще говоря пугливым). Если их резко пугануть — включается «мнимая смерть», но как бы не до конца (https://www.youtube.com/watch?v=we9_CdNPuJg). Из этого состояние животное само мобилизоваться не может. Но через какое-то время (от пары секунд до неск минут) его «отпускает» и тонус возвращается. А до этого тело — как тряпочная кукла.
У людей все эти состояния тоже бывают.
Опосум, конечно, молодец. Вон собака даже побрезговала ….Хотя он такой страшный, что может и не прикинься он мертвечиной не стала бы есть 🙂
Но козы….Боже мой, я так понимаю, что они не только от страха впадают в такой колченогое состояние, но даже если просто чем-то чрезмерно воодушевлены…