Мы уже рассматривали, кто и зачем приходит на занятия. Теперь поговорим о том, к кому приходят на занятия. Разберем основные типы учителей или тех, кто называет себя учителями, инструкторами, групп-лидерами 🙂 Всем нам хотелось бы найти идеального учителя, и наше воображение услужливо подсказывает образ убеленного сединами благообразного старца, исполненного мудрости и сострадания. Или мужественного героя, заброшенного в наш несовершенный мир для борьбы с пороками и заблуждениями во имя прогресса. Или прекрасную женщину, истинную мать, воплощающую в себе вселенскую любовь и сакральное знание. А нам при этом остается лишь припасть к их стопам, ввериться им — и все наши горести и печали тут же растают, как утренний туман с восходом солнца.
Самое смешное в том, что большинство людей действительно ищет нечто подобное, а самое печальное — в том, что находит. Действительно, в жизни можно встретить и таких картинных персонажей, но с большой долей вероятности истинный учитель может оказаться, на ваш взгляд, не очень умным, далеко не добрым, может быть, не совсем порядочным и далеко не благообразным.
Тоже мне бином Ньютона 🙂
Как же нам быть и что делать? Дело в том, что настоящее обучение требует продолжительного времени. И цена ошибки здесь – жизнь, ведь второго шанса может и не представиться. Невозможно быстро разобраться в истинности предлагаемого нам знания. Для этого надо стать специалистом в данной области, достигнув значимого уровня, что происходит, как правило, уже в зрелые годы.
Как выбрать учителя, школу? Этот вопрос интересовал людей с глубокой древности. В древних китайских текстах есть много размышлений на эту тему. Основная трудность выбора заключается в том, что настоящий учитель в своем развитии превышает нас, поэтому мы со своего уровня не можем правильно оценить его действия. Поэтому что-то может нам показаться не слишком умным, неправильным, некрасивым. Так ребенок судит о действиях родителей, которые не купили ему игрушку, заставляют учить уроки, есть суп и не отпускают гулять. И только повзрослев, ребенок понимает, что родители-то, собственно, не были так уж не правы 🙂
На Востоке поступить в ученичество равнозначно приходу в семью. В Китае учителя называют «ши-фу», что означает отец-учитель. Ши-фу – это больше, чем родной отец, отец по крови. В современном обществе все намного мягче, но тем не менее, и в научных школах, и в боевых искусствах люди чтят истинных учителей не меньше, чем собственных родителей.
Как же выбирать учителя?
Самый простой ответ – по судьбе. Как говорится, «каков поп, таков и приход». В конечном итоге, каждый получает то, что заслуживает. Еще говорят, что «учитель всегда готов, он только ждет, когда будет готов ученик». Учитель и ученик – это инь и ян, два полярных проявления одного целого.
Но и на фатум целиком полагаться не надо. У нас всегда есть свобода выбора. О том, какие бывают типы учителей и групп мы поговорим в следующем посте.
Удивило утверждение, что учитель может быть «не совсем порядочным».
Возможно, во мне играет юношеский максимализм, но я глубоко убеждена, что если человек позволяет себе быть непорядочным в мелочах, то он непорядочен в принципе и не имеет смысла идти к нему в ученики, давать ему возможность проявить свою непорядочность по отношению к тебе в полном масштабе. Или порядочность не является критерием выбора учителя?
Ира, дорогой ты мой человек, для тебя попробуем другими словами: нельзя оценить качество структуры находясь в более низкой структуре, нужно быть равной или выше. Все твои понятии о порядочности и непорядочности могут быть ложными. И наоборот, если более высокая структура предлагает тебе модель, которая соответствует твоей картине мира, то с большой долей вероятности тебя хотят использовать. Именно поэтому выбор учителя очень непростая задача.
Спасибо, Леша!
Рискну злоупотребить твоим поистине королевским терпением и переформулирую вопрос: если вокруг учителя собираются ученики (чей уровень сопоставим с твоим собственным и, соответственно, есть шансы его адекватно оценить), которые дают повод сомневаться в своей порядочности, можно ли в такой ситуации по правилу «попа и прихода» сделать вывод о качествах учителя?
Да, я полностью подпишусь под тем, что здесь написано. Наша жизнь летит как поезд. Пассажиры входят и выходят, а поезд летит к своей цели. Ведет этот поезд жизни машинист — отец — учитель. Случается так, что, на какой-то станции, пассажир выходит.Он не готов ехать дальше и сходит с этого пути. У него или билет куплен только до этой станции, где он сошел; или он расхотел, раздумал ехать дальше, туда, куда мчится поезд; или не хватает времени ехать дальше, может быть средств не достаточно, а может терпения. Или он просто не готов ехать на этом поезде, не понял, куда на самом деле идет этот поезд. В конце концов, можно и на другой поезд пересесть, кажущийся более комфортабельным, не важно, что он иногда не в ту сторону идет, куда ты стремишься. На самом деле поезд летит туда, куда этому пассажиру нужно, но он или не расслышал, что поезд лети в нужную ему сторону; или не понял и не осознал, что он летит именно туда, куда ему и надо. Когда осознаешь бывает уже поздно, поезд уже не догнать, он улетел к своей цели. У каждого свой путь.
Я радуюсь, что меня сопровождают мои наставники, иначе долго бы блуждала в потемках, как слепая, не видя, где правда, где ложь; где белое, а где черное. И ведь, не случайно, я села именно на этот поезд, а собиралась сесть на другой, да мои наставники постарались, чтобы тот поезд опоздал, прибыл не по расписанию. Я во время поняла,благодаря моим наставникам, что поезд, в который я вошла, летит туда, куда мне надо, хотя меня часто отговаривали сойти с него, поехать на другом поезде. Объясняли, что на другом поезде быстрее доберешься до цели. Иногда, я даже соглашалась с теми, кто ласково «пел на уши» и готова была уже сойти с этого поезда, хорошо, что мои наставники и ангелы — хранители не дремали и я продолжала путь. Я порой думала: не туда этот поезд идет, куда мне надо, да и машинист не всегда соответствует моим ожиданиям. Слава Богу, что он со мной всегда и не дает мне сойти с истинного пути, хотя я сама не всегда понимаю, какой он этот путь, но уверена, что цель выбрана правильно. Да и не в машинисте дело, он то знает свой путь и конечную цель, дело во мне, хватит ли мне терпения, желания, времени, усердия и мудрости?! Вот вопрос, а сомнения всегда были, есть и будут, лукавый не дремет.
Да, Вера, наши поезда, самые поезда-поезда в мире! 🙂
Уточняю я комментировала текст Алексея.
А Ире хочу тоже написать: Ира, мягко стелишь, а неприятно спать. Пустым, резенерским филосовствованием попахивает. Подростки бы сказали: «Круто! Классно тролит!» А Э.Берн бы воскликнул: «Браво, хорошая игра!!!» Ира, мечешься ты в трех вокзалах: то вокзал не тот, то поезд не комфортабельный, то машинист не порядочный. Ты просто, не знаешь куда путь держишь?! Когда определишься с целью, тогда и путь твой станет ясен, да и машиниста сразу своего найдешь. Повторюсь: не в машинисте дело, он то знает свой путь и конечную цель, дело в нас, хватит ли нам терпения, желания, времени, усердия и мудрости?! Вот вопрос, а сомнения всегда были, есть и будут, лукавый не дремет и посылает нам резонерское филосовствование.
С социальной точки зрения можно определить порядок — непорядок, порядочность — непорядочность. Алексей — как человек и инструктор вполне порядочный, в этом нет сомнения, а вот с духовной?! С духовной все порядочные на небе, а на земле только грешники. А грешники порядочными не могут быть. Еще Господь сказал: «Пусть бросит в нее камень тот, кто без греха» … что-то никто не осмелился, может среди нас есть такие? Порядочным говоришь: «не имеет смысла идти к нему в ученики»??? Для меня — имеет!!!
Я УВАЖАЮ ТЕБЯ АЛЕКСЕЙ КАК ЧЕЛОВЕКА И КАК УЧИТЕЛЯ (хотя ты иногда непорядочно поступаешь по отношению ко мне: отчитываешь меня прилюдно, но я то знаю, что благодаря именно этому, я много проблем проработала в себе, а сколько еще предстоит) и Я БЛАГОДАРЮ ВЫСШУЮ СИЛУ ЗА ТО, ЧТО ИМЕЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ЧЕРПАТЬ И ЧЕРПАТЬ ТЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ЧЕРЕЗ ТЕБЯ ПЕРЕДАЕТ ВСЕЛЕННАЯ
Честно говоря, мне и в голову не могло придти, что мой вопрос кто-то может воспринять как переход на личности. И в мыслях не было никого троллить. Прошу прощения, если кого-то задела.
Будь у меня хоть малейшие сомнения в порядочности Алексея, я бы у него не занималась. Просто пытаюсь разобраться в одной ситуации в прошлом: возможно, если бы меня насторожила некая непорядочность отдельных учеников мастера, у которого я некогда занималась (оговорюсь сразу: НИКТО из вас его не знает), возможно, это удержало бы меня от некоторых ошибок.
Похоже, у нас с Верой разные представления о порядочности. Лично я не общаюсь (в крайнем случае, минимизирую контакты) с теми, кто дает основания усомниться в своей порядочности.