В китайской традиции пять органов чувств называют «пять воров». Что же крадут эти воры? Ответ одним словом – жизнь. Через них происходит растрата жизненной энергии, причем той ее части, которая не возобновляется. В задачи практика входит контроль над пятью органами чувств, прекращение растраты жизни. Нужно научиться видеть, а не глядеть, слышать, а не слушать и так далее.
Есть много методик для решения этой задачи: люди уходят в затвор, устраивают темные ретриты, принимают обет молчания и совершают массу других увлекательных действий. Причем продолжительность этих действий может измеряться годами, а то и десятилетиями.
На высоте, в горах, все процессы ускоряются и обостряются. Физические нагрузки, недостаток кислорода и прочие особенности высокогорья кардинально перестраивают информационную, энергетическую и физическую составляющую человека. Сознание, обмен веществ, энергетика (набор и расход энергии) работают не так, как внизу. В горах гораздо легче голодать, потому что организм быстро перестраивается на потребление энергии из окружающего пространства. Пищи требуется значительно меньше. На высоте осознаешь, что еда иногда забирает больше энергии, чем дает, а голод наоборот прибавляет силы. По-другому переносится холод. И при правильной практике человек перестает мерзнуть. В горах спонтанно могут прийти умения правильно видеть и слышать. Особенно хорошо работает сочетание разных работ. Например, голода, уединения и молчания. За несколько дней у человека есть возможность достичь результатов, на которые внизу могут быть потрачены годы.
Фактор высоты, о котором мы говорили, это только малая часть того, что нам могут подарить горы для практики. Кроме этого, в горах могут быть разного рода контакты с необычными существами, мы можем практиковать в местах силы – зонах энергетических и информационных аномалий, да и сама необыкновенная красота гор, от которой замирает сердце, способствует нашему духовному развитию. В горах наилучшим образом сочетаются практика и чудесные приключения, потому что это прекрасный мир, наполненный тайнами и волшебством. В этом мире стираются грани между обыденным и чудесным, между сном и явью. В горах все очень быстро меняется: только что светило солнце, а через пять минут снег или град, а потом опять солнце, то задует ветер, то установится необыкновенная, потрясающая звенящая тишина. При этом во всем есть целостность, единство, постоянство и гармония. Человек в горах, принимая эти внешние изменения, в итоге укрепляет целостность и единство своей души, духа.