Эта фраза стала синонимом невыполненных обещаний самому себе, символом «запрограммированной неудачи». Бросить курить, начать бегать, сменить работу, чаще встречаться с друзьями…
Такого рода порывы – отличный пример «умственной ловушки», блокирующей изменения в жизни. Она заключается в том, что часто варианты решения проблемы исходят из того же искаженного видения, которое породило саму проблему. Другими словами, если мы встречаем «неразрешимую» или раз за разом повторяющуюся сложность, это означает, что наши усилия по решению являются частью этой сложности.
Привычные, ставшие стереотипными стратегии трудно заметить и осознать как стратегии, т.к. они кажутся «естественными», «очевидными», иногда «единственно возможными» способами действия.
Есть целый арсенал средств, помогающих сделать привычки видимыми и показывающих, как они блокируют действие. Классический пример такой задачи перестраивающей внимание – «ловушка для пальцев». Это старинная игрушка, плетеная трубочка, в которую вставляются пальцы и задача их освободить. Первый импульс обычно – просто выдернуть их напрямую. Но трубка сжимается, и чем сильнее тянешь, тем она сильнее держит пальцы.
Прелесть этой игрушки в том, что она становится ловушкой только в тот момент, когда начинаешь вырываться. До этого есть хоть и ограниченная, но свобода. И, если не пытаться вырваться из «ловушки», а исследовать эту свободу – выйти очень легко. Но соблазн вырваться одним махом очень велик, и часто люди продолжают дергаться, запираясь все сильнее.
Так как стратегии универсальны, работать с ними можно на действии любого масштаба, от маленького движения до поступка, или даже всей жизненной истории. На занятиях мы работаем больше с движением, и этого достаточно, чтобы увидеть весь ворох наших «оков» — привычки, желание побыстрее добиться результата, фиксацию на препятствиях а не на свободе, стремление «не замечать» неэффективность привычек и т.д.
При том, что технологии освобождения есть, они зачастую буксуют, т.к. не хватает готовности оставить привычное и устойчивости внимания. Тут на помощь приходит «Практика. Природа. Приключения». На выездных семинарах информационная и физическая нагрузка существенно увеличиваются и справляться, оставаясь в рамках привычных способов действия, становится очень тяжело. Вся ситуация подталкивает к поиску и освоению новых, менее затратных. Интересно, возможно ли создать практики для регулярных занятий с тем же эффектом?
Я давно уже заметила, что часто невозможность решить вопрос лежит в области жесткой фиксации. Это касается, прежде всего, фиксации внимания, которое, в свою очередь, порождает множество умственных и эмоциональных моментов. У меня иногда это дело доходит до абсурда, но как только по тем или иным причинам жесткая фиксация внимания уходит (переключение на что-то еще, поддержка или успокоение), вопрос, чаще всего, разрешается сам собой. В «Практиках. Природе.Приключениях» суть заключается в том, что у тебя нет возможности долго жестко фиксироваться на чем-то — постоянное действие (ходьба, подъемы, спуски) как река промывает весь этот «застой». Работа, соответственно, делается свободно. Как тот горшочек Винни-пуха, в который «входит и выходит». Именно таким образом получается то, что ты, Володя называешь освоением новых способов действия. Иначе говоря, тут суть именно в непривычной для повседневности нагрузке (психической, физической). Поэтому, честно сказать, я не думаю, что возможно создать регулярные практики с таким эффектом. А кто еще что думает?
Любопытно, что пост Алексея перекликается с твоими размышлениями…
Еще бы не перекликался. Это ж про разные аспекты одного и того же явления. У нас есть физиологически обусловленная склонность к закреплению и «окаменению» привычных способов мышления, действия, восприятия, чувствования. В «живой» среде необходимость соответствовать изменением и склонность к стабильности уравновешивают друг друга. А в среде выхолощенной, излишне комфортной и безопасной этот баланс исчезает и окаменение происходит очень быстро (на незанятых пенсионерах очень заметно). Если у человека какая-то чувствительность к жизни есть — он начинает искусственно кризисы создавать.
А что касается регулярных занятий, непривычная нагрузка ведь всякая может быть. Я думал скорее про игры, головоломки и что-то подобное. Что-то что позволяет окаменелость реакций для начала просто заметить, но в идеале конечно и шаг к перестройке сделать.
О, да, игрушки — это ты здорово придумал! Только тут, наверное, должно совмещаться как-то движение и работа ума 🙂 хм,хм…надо подумать Да вот даже ассоциации была бы неплохо — когда вещь через движение, жесты описывается и не в лоб..
А где бы раздобыть такую ловушку для пальцев? Хочется попробовать.
Я сам плету. В ютубе полно инструкций. Вот например https://www.youtube.com/watch?v=iVXXCvifaaE&list=WLnA0Ph1-Ue36yAUSNj9zfqI6V4LpHA7vH&index=19